Земли особо охраняемых природных территорий. Области, указанные в ст. 2 Федерального закона № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» подлежат особой правовой охране со стороны государства.
Понятие правового режима отдельных особо охраняемых природных территорий
Области, указанные в ст. 2 Федерального закона № 33 «Об особо охраняемых природных территориях»; они находятся под особой правовой защитой государства. Его суть заключается в установлении правового режима, запрещающего любую экономическую деятельность, которая может привести к:
- нарушение естественного баланса экосистем;
- разрушение / повреждение природных комплексов;
- исчезновение редких видов животных и растений.
Законодатель разделил земли особо охраняемых природных территорий на 6 категорий. Каждому из них присуща своя природоохранная система. Существует очевидная логическая связь между порядком, в котором категории охраняемых территорий перечислены в тексте Закона № 33-ФЗ, и строгостью их правового режима. С начала действия закона до его окончания режим меняется с очень строгого на более мягкий.
В пределах природных заповедников запрещена любая хозяйственная деятельность, связанная с вмешательством человека в ход природных процессов, за исключением предотвращения стихийных бедствий, эпизодов и других полезных целей.
Владение заповедниками исключено из гражданского оборота, их территории не могут быть использованы в туристических или охотничьих целях.
Система охраны природы в национальных и природных парках более выгодна для природопользования. В парках могут находиться частные лица (поток туристов регулируется). Земля может быть использована для проведения спортивных и культурных мероприятий, отдыха и развития недвижимости. Некоторые парковые зоны предоставлены сотрудникам администрации в качестве служебных участков.
Земля с памятниками природы может находиться в частных руках. А дендрарии даже не являются естественными образованиями. Коллекции специально посаженных деревьев и кустарников результат антропогенной деятельности.
Государственные природные заповедники
Заповедники & ndash; являются государственными учреждениями научно-исследовательского, естественного или эколого-образовательного профиля. Они созданы для:
- для обеспечения естественного протекания природных процессов;
- Защита флоры и фауны и биоразнообразия;
- поддержание типичных или уникальных экосистем в первозданном виде;
- проведение исследований;
- экологический мониторинг;
- организация экологического просвещения;
- развитие познавательного туризма.
Статья 58 Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды» относит заповедники к федеральным объектам особой государственной охраны. Они также признаны частью Природно-заповедного фонда.
Заповедники создаются постановлениями правительства по инициативе Минприроды России. В таком же порядке расширяются географические границы заповедников (ст. 8 33-ФЗ).
В 2013 году в России насчитывалось 103 заповедника общей площадью более 27 млн га без учета акваторий. В связи с образованием системы «Шайтан-Тау». и аннексия Крыма в 2014 году их количество достигло 109 единиц.
Заповедник как государственное учреждение имеет правовой статус юридического лица и к нему применяются положения главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственный заповедник:
- имеет гражданскую правосубъектность;
- подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц;
- может заключать гражданско-правовые сделки;
- имеет право выступать в качестве работодателя;
- может быть истцом / ответчиком в судебном разбирательстве.
Правовой статус собственности заповедника определен в ст. 6 Закона РФ № 33-ФЗ. Активы в его границах, включая природные ресурсы и недвижимость, считаются федеральной собственностью. Они сняты с гражданского рынка.
Правовой режим территорий заповедников определен в ст. 9 выше действует как особый режим защиты. Там все запрещеноэкономическая деятельность. Работает только:
- Действия, предусмотренные нормативными правовыми актами, определяющими правовой статус заповедника
- в соответствии с положениями п. 2 ст. 9 указанного Закона РФ.
Во всех заповедниках мероприятия, направленные на:
- предотвращение стихийных бедствий;
- обеспечение пожарной и санитарной безопасности;
- осуществление экологического надзора;
- выполнение исследовательских задач.
Научная деятельность разрешена с существенными оговорками. Запрещается интродукция чужеродных растений и животных в охраняемые экосистемы в целях акклиматизации (интродукции).
Запрещено разводить домашних животных и проводить селекционные работы.
Должностные лица и ученые (за исключением сотрудников заповедника и государственных учреждений, в чьем ведении они находятся) могут находиться в заповеднике на основании специального разрешения. За посещение заповедника с туристов взимается плата, которая регулируется Приказом Минприроды № 546 от 09.12.14.
Государственные природные биосферные заповедники
В целях сохранения природного комплекса в первозданном виде могут быть выделены зоны, в которых любое антропогенное вмешательство строго запрещено. Хозяйственная деятельность может быть разрешена на специально отведенных территориях, где отсутствуют особо ценные экосистемы и объекты. Его виды и объем указаны в Положении о заповеднике.
В Федеральном законе Российской Федерации № 33 для каждой категории особо охраняемых территорий выделена отдельная глава. При этом только одна статья (статья 10) посвящена биосферным заповедникам.
Это позволяет с уверенностью сказать, что категории «заповедники»; и «биосферные заповедники»; они соотносятся друг с другом как общие и особые. Биосферные заповедники — признанные заповедники, включенные в международную систему биосферных заповедников на основе программ под эгидой ЮНЕСКО.
- Целью создания биосферного заповедника является:
- Сохранение естественных экосистем в неизменном виде;
- Сохранение биоразнообразия и генофонда данного региона;
мониторинг состояния окружающей среды в биосферном заповеднике и вокруг него.
- Биосферные заповедники могут включать полигоны. Как правило, для их создания используются территории, прилегающие к заповеднику. В некоторых случаях часть особо охраняемой территории отводится под полигоны. Полигоны биосферы используются для:
- исследовать;
- экологический мониторинг;
- утверждение и внедрение методов экономного управления окружающей средой.
Правовой режим полигона определяется положением о биосферном заповеднике. Он может быть разнообразным и означает допускать определенные способы управления.
Национальные и природные парки
В целях организации физического и познавательного туризма на биосферных полигонах допускается размещение капитальных зданий и сопутствующей инфраструктуры.
Правовой статус парков как природных комплексов федерального значения регулируется разделом III Закона Российской Федерации № 33-ФЗ. Хозяйственная деятельность в национальных парках ограничена, а в заповедниках — запрещена.
- Туристы могут оставаться в национальных парках, хотя их количество и степень антропогенной нагрузки, как правило, регулируются. Ключевые задачи национальных парков определяются соответствующим индивидуальным административным актом и могут включать:
- утверждение новых научных методов охраны природы;
- реставрация памятников истории и культуры;
- сохранение эталонных или уникальных природных объектов и мест;
- регулирование туризма и отдыха;
- осуществление экологического мониторинга.
К национальным паркам относятся территории с комплексами и объектами, представляющими особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.
Природные ресурсы и недвижимость, расположенные на территории национальных парков, обычно признаются федеральной собственностью.
Администрация национального парка может принять решение о назначении сотрудников национального парка.участки обслуживания.
Площадки зоны отдыха могут сдаваться в аренду частным лицам для организации физических, развлекательных и спортивных мероприятий.
- Национальные парки характеризуются функциональным территориальным делением. Правовой режим места зависит от принадлежности к той или иной зоне. Перечень зон согласно ст. 15 Закона РФ №33.
- Охраняемый, в пределах которого запрещена всякая хозяйственная деятельность;
- особо охраняемые, используемые для познавательного туризма;
- рекреационный, в котором, среди прочего могут быть объекты туристической индустрии, музеи;
- объекты культурного наследия могут дополнительно использоваться в рекреационных целях;
- хозяйственное назначение;
- традиционное, обширное и устойчивое использование природных ресурсов коренными народами.
Посещение национальных парков лицами, не являющимися сотрудниками администрации парка или представителями государственных органов, может происходить только с письменного согласия компетентного органа. Сборы оплачивают туристы и другие частные лица.
В отличие от национальных парков, природные парки считаются особо охраняемыми территориями регионального значения. Земли особо охраняемых природных территорий этого типа и расположенные на них объекты считаются региональной собственностью.
Государственные природные заказники
Положение о природных парках утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Как и национальные парки, природные парки делятся на функциональные зоны. Это могут быть следующие направления: природоохранная, рекреационная и сельскохозяйственная.
Природные заповедники — это специально отведенные участки земли или воды, которые оказывают значительное влияние на сохранение и / или восстановление экосистем, их компонентов и поддержание экологического баланса в целом.
Правовой режим земель на особо охраняемых природных территориях данного типа регулируется Законом Российской Федерации № 33-ФЗ. Здесь есть несколько особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения. Запрет на посадку возможен как с отбором участков у частных владельцев, так и без них.
- Заказники не могут находиться в государственных заповедниках и национальных парках.
- Категории заказников:
- Ландшафт, предназначенный для сохранения и восстановления целостных природных комплексов;
- Биологические заповедники, созданные для защиты исчезающих видов живых организмов (разделенные на ботанические и зоологические в зависимости от специализации);
- палеонтологические, используемые для сохранения естественного состояния ископаемых объектов;
- гидрологический (морской, озерный, болотный);
- геологические, созданные для защиты неживой природы.
Памятники природы
Федеральные запреты устанавливаются решением центрального правительства. Инициатор — Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Региональные запреты устанавливаются решением высшего органа субъекта Российской Федерации.
- Допускается преобразование федерального запрета в региональный при условии, что охраняемая территория в целом не выходит за пределы границ субъекта Российской Федерации. Заказники находятся в ведении тех же государственных бюджетных учреждений, в ведении которых находятся заповедники и ландшафтные парки. Для обеспечения действия запретов на местном уровне создается администрация.
- По ст. 25 Закона № 33 к памятникам природы относятся уникальные, редкие и незаменимые объекты природного и искусственного происхождения, имеющие экологическую, эстетическую, научную или культурную ценность. Таковыми считаются памятники природы, например:
отдельно стоящие объекты: пещеры, речные источники, реликвии, деревья-долгожители;
- живописные или репрезентативные природные комплексы, старые парки, каналы, участки со следами сейсмических событий, гидро-минеральные комплексы и лагуны.
- По сравнению с другими охраняемыми территориями памятники природы занимают меньшую площадь. Они могут иметьместного, регионального или федерального значения. В зависимости от специализации памятники делятся на:
- ботанический;
- геологический;
- гидрологический;
- сложный.
- Памятниками природы считаются отдельные объекты или комплексы:
федерального значения Правительством Российской Федерации по рекомендации Минприроды;
Дендрологические парки и ботанические сады
региональное значение органами государственной власти РФ.
Создание памятников природы связано с запретом любой хозяйственной деятельности на данной территории. Принимая во внимание этот факт, в большинстве случаев земля отбирается у собственников по ст. 279 ГК РФ, глава VII.1 Земельного кодекса и ст. 60 Водного кодекса.
Понятие особо охраняемых природных территорий этого типа включено в ст. 28 Закона Российской Федерации № 33-ФЗ. Они определяются как государственные природоохранные учреждения, созданные для создания коллекции живых растений и сохранения биологического разнообразия.
Дендрарий — это территория, специально предназначенная для выращивания деревьев, кустарников и лиан в открытом грунте. Растительность дендрария размещается в соответствии с определенной системой, например, географическими, систематическими или декоративными особенностями. Прилегающая к дендрарию территория, предназначенная для отдыха, именуется дендрарием.
- Недвижимость, расположенная в дендрариях и ботанических садах, предназначена только для гражданского использования. Управление дендрариями и ботаническими садами может осуществляться органами государственной власти на федеральном уровне, их бюджетными учреждениями, научно-исследовательскими учреждениями и специализированными университетами.
- Правовой статус дендрариев и садов определяется соответствующим административным актом, утверждаемым органом, его учредившим. Положение содержит следующую информацию:
- цели учреждения;
- научный профиль
- организационная структура;
- особенности системы защиты (при необходимости).
- Дендрарии и ботанические сады подлежат
- деление на территориальные зоны. Выделяют следующие зоны:
Выставка, для посещения которой требуется специальное разрешение;
научно-экспериментальные, предназначенные для посещения сотрудниками дендрариев / садов и других узкоспециализированных учреждений;
административный.
Дендрарии и ботанические сады финансируются из бюджета. Они также имеют право получать средства от хозяйственной деятельности и тратить их на реализацию уставных целей. Возможные источники дохода дендрариев и садов:
развлекательные мероприятия;
издательская деятельность;
пожертвования от частных лиц и международных организаций.